Психофизиологические основания особенностей детей, живших в учреждениях закрытого типа

Психофизиологические основания особенностей детей,

Рассмотрение вопроса об особенностях детей, подлежащих устройству в принимающие семьи, стоит начать с уровня психофизиологии.

Итак... Мозг новорожденного состоит только из одной группы клеток - нейронов. Нейроны не делятся и уже к моменту рождения представлены в необходимом человеку количестве. Клетки головного мозга, которые способны к делению, появляются позже - это так называемые глиальные клетки.

Роль глиальных клеток в функционировании мозга крайне велика (их число в мозге взрослого человека составляет % всех клеток мозга). Как развитие ребенка невозможно без ухаживающего за ним взрослого, так и функционирование нейронов невозможно без находящихся рядом с ними глиальных клеток. Нейроны представляют собой электрические проводники. Они лежат близко друг к другу, и потому любое внешнее воздействие ведет к возбуждению многих нейронов, и все тельце ребенка отвечает на любой стимул. Сразу же после рождения начинается процесс изоляции нейронов, который называется миели-низацией. Специальные глиальные клетки наматываются на длинные отростки нейронов - аксоны, изолируя их друг от друга. Это ведет к тому, что ребенок все более четко отвечает на внешнее раздражение. Существенная миелинизация происходит примерно в пять-семь лет, это создает условия для возможности систематичного обучения (и совпадает по времени с началом обучения в школе).

У детей, проживающих в неблагополучных семьях, процесс миелинизации может быть замедлен из-за плохого ухода, недостаточного питания и малой подвижности ребенка. А это значит, что и к семи годам ребенок окажется не готов к тому, чтобы внимательно слушать учителя и не отвлекаться при любом шорохе.

Другая важная функция глиальных клеток состоит в создании специального защитного барьера, препятствующего проникновению микробов в нейроны. Такой барьер называется гематоэнцефалическим (от двух корней: «гем» - кровь и «энцефалон» - мозг). Этот барьер представляет собой не забор из клеток, а некоторое окружение нейронов, которое не позволяет нейронам непосредственно соприкасаться с сосудами мозга. Дело в том, что в крови может находиться инфекция, которая, попадая в нейроны, может привести к воспалению мозга и как результат расстроит контроль всех функций организма. Именно поэтому нейроны не подходят к сосудам, но все питание получают через глиальные клетки, которые имеют иммунные функции и способны убивать инфекцию.

Этот гематоэнцефалический барьер тоже формируется не сразу. Необходимо время, которое идет на деление клеток. На Руси есть обычай не показывать ребенка в течение первых 40 дней, чтобы «не сглазить» ребенка. На самом деле новые люди, приходя в семью, не «глазеют» на ребенка, а чихают, принося набор новых микробов. В молоке матери есть некоторое количество иммунных тел, которых хватает на то, чтобы уничтожить бактерии, сопровождающих членов семьи - мать и отца. При появлении новых людей, несущих дополнительную инфекцию, организм ребенка может с ней не справиться, и при отсутствии гематоэнцефалического барьера ребенок тяжело заболевает. Именно поэтому молодым мамам рекомендуется подождать 1,5-2 месяца, прежде чем демонстрировать ребенка знакомым. Недостаточный уход на раннем этапе развития, что характерно для социальных сирот, подвергает ребенка риску инфекционных атак, что в ряде случаев может стать причиной отклонений в умственном развитии.

Глиальные клетки осуществляют множество разнообразных функций, помогая нейронам в их работе. Но также они и уничтожают их - в первую очередь, если по какой-то причине нейроны не смогли включиться в нейронную сеть. Разные нейроны мозга в разное время начинают включаться в процесс анализа внешних и внутренних стимулов. Само время активного включения определяется генетической программой. Когда нейроны готовы к обучению (то есть поступает сигнал из генома, что нужно начать работать), они должны создать определенное число связей с другими нейронами. Если нейрон сможет создать ужное число связей (это примерно 2000-10 000 связей), он будет в дальнейшем включен в работу анализа внешней и внутренней информации. Если ему это не удастся, он погибнет - соседняя с ним глиальная клетка поглотит его.

Чтобы нейрон смог создать нужное число связей, из внешней среды должно поступать необходимое количество информации. Например, когда нейроны обучаются обрабатывать зрительную информацию, а ребенок соответственно учится видеть, должно поступать достаточное количество света. Если в силу определенных обстоятельств все это время ребенок проведет в полутемном помещении, у него возникнут в дальнейшем проблемы со зрением.

Больше всего клеток мозга погибает в первый год жизни. Чем меньше общение в этот период с ребенком, тем более обширным будет процесс гибели нейронов. И в дальнейшем это отразится на интеллекте и способности к познанию. Доказано, что будущий интеллект ребенка определяется тем, как много двигаться он будет в первые два года жизни и сколько сенсорной информации сможет получить.

Ограниченное время, когда нейроны той или иной области обучаются функционировать, называется критическим периодом. Критический период обладает несколькими особенностями:

1)    он ограничен во времени, и для каждой функции есть свой временной промежуток;
2)    для обучения нейронов нужна определенная информация из внешней среды, которая позволит им обучаться;
3)    чем ранее происходит критический период, тем меньше возможности что-то поправить, если информация из внешней среды не поступила вовремя и нейроны не смогли научиться.

Особенности ребенка, которого берут из детского дома, будут определяться тем, сколько и какие критические периоды он смог пройти без потерь. Именно поэтому дети, которые хоть какое-то время были в семье (пусть не совсем благополучной), имеют больше перспектив достичь результатов в будущем, чем дети, сразу же после рождения оказавшиеся на государственном обеспечении.

Авторы: Николаева Е.И., Япарова О.Г.

Ответы 0
Поделись мыслями