Мини-тренинг для кандидатов в принимающие родители

Мини-тренинг для кандидатов в принимающие родители

Упражнение 1. «Что в имени тебе моем?»

Инструкция. Вспомните и запишите все, что Вы знаете о своем имени. Ответьте на вопросы:

-    Кто Вам его выбрал?
-    Какое значение вкладываете Вы или вкладывали Ваши близкие в это имя?
-    Нравится ли Вам Ваше имя?

Подумайте также о Вашей фамилии и отчестве. Постарайтесь максимально полно отрефлексировать то, как Вас зовут и что для Вас это значит.

Комментарии психолога. Существуют определенные закономерности, свидетельствующие о том, какую большую роль имя играет в формировании личности. Если человек принимает свое имя, он принимает и себя. Если он принимает отчество и фамилию, он принимает семью своего отца и у него хорошие с ним отношения. Иногда имя несет в себе целый сценарий судьбы (например, когда ребенок назван в честь значимого родственника или известного человека). У каждого приемного ребенка тоже есть свое собственное имя, которое он получил в силу определенных обстоятельств и с которым уже прожил некоторое время. В этом смысле смена имени (что, возможно, в случае усыновления ребенка) - это в каком-то смысле отказ от личной истории и смена предназначения. И мало найдется психологов, которые посоветовали бы это сделать. Подумайте применительно к себе самому: хотелось бы Вам сменить имя? Что бы произошло с Вами, если бы это все-таки случилось?

Упражнение 2. «План дома»

Инструкция. Возьмите лист бумаги и нарисуйте план Вашей квартиры или дома, где Вы живете. Теперь отметьте место, которое Вы можете отвести для приемного ребенка. Если все готово, ответьте на следующие вопросы:

-    Это единственный возможный вариант?
-    В чем его плюсы? А в чем минусы?
-    Дает ли это место ребенку возможность побыть наедине?
-    Есть ли личное пространство у всех членов семьи?

Комментарии психолога. Время, когда ребенок может находиться наедине со своими мыслями, - это время, когда идет интенсивное формирование личности. Не менее важно личное пространство и для взрослых. Нужно помнить, что даже очень любящие друг друга люди нуждаются ежедневно в уединении. Если личного пространства не будет у главы семейства, то, не имея возможности расслабиться и снять напряжение дома, он может уйти, и семья распадется. Точно так же личное пространство должно быть у матери, чтобы хоть несколько минут в день побыть одной, вспомнить, кто она есть и каковы ее задачи. Пребывание в таком личном пространстве позволяет человеку оторваться от привычных дел и посмотреть на себя и свою семью другим взором, который, возможно, облегчит решение каких-то проблем, а возможно, и вовсе снимет какие-то вопросы.

Упражнение 3. «Образ ребенка»

Инструкция. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте Вашего будущего приемного ребенка. через пять лет после пребывания в Вашей семье. А теперь ответьте на следующие вопросы:

-    Есть ли в этом образе что-то неожиданное - нечто, что отличает Вашего ребенка от других членов Вашей семьи?
-    Нравится ли Вам данный образ?
-    Как Вы думаете Ваш будущий ребенок чувствует себя комфортно в этом облике?
-    Не воплощает ли образ ребенка Ваши собственные нереализованные мечты?

Комментарии психолога. В нашем опыте были случаи, когда будущая мать сокрушалась, что не стала балериной, и надеялась, что она «подарит такую возможность приемной дочери». Бывший боксер, с другой стороны, романтически мечтал, что он сначала возьмет девятилетнего ребенка, обучит его боксерскому мастерству, а потом возьмет ребенка помладше, потому что «надо же первому кого-то бить».

Это не значит, что мы отсеиваем всех, кто хочет за счет ребенка реализовать собственные амбиции. Мы подчеркиваем, что эти устремления нужно выявлять в рамках Школы для принимающих родителей и там же прорабатывать, дав будущим родителям возможность осознать, что свои мечты они могут воплощать сами, а ребенок имеет право на собственные цели и их реализацию при поддержке родителей, даже если их мечты не совпадают.

Ответы 0
Поделись мыслями