Стереотипизация

Стереотипизация

Стереотипизация - формирования впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов, приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые эталоны, властвующих над людьми. Формируются они как следствие недостаточной информированности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять определенные категории и эталоны социального окружения человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации являются такие операции, как селекция, ограничение, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, внушающих индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются из недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя ложные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга стереотипизация чревата упрощения и сокращения этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипизация порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке строится на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той же группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно лишь в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальная атрибуция. Изучение каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальная (причинная) атрибуция (приписывание) - интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок восприятия других людей с опорой на эталоны

1. Больше внимания уделяйте невербальном поведении партнера - мимике, позе, жестам, интонации, направления взгляда, походке, осанке.
2. Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывания, замалчивания, ошибки слуха и др.)., За которые могут скрываться подавленные или чувства, которые удерживаются.
3. Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные потребности - в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.
4. Следите, в сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы - признак скрытия чувств к собеседнику.
Статья на тему: «Стереотипизация» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

1

Аватар пользователя Ева
нужная вещь
Добавь свой комментарий