Речевая деятельность детей с аутистическими нарушениями

Речевая деятельность детей с аутистическими нарушениями

Некоторые ученые рассматривают речевую деятельность как самостоятельный вид человеческой деятельности: активный, целеустремленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения; разновидность интеллектуального акта, содержащего два взаимообусловленные процесса говорения и слушания, которые осуществляются на любом уровне коммуникации. Речевая активность является одной из многочисленных форм общей активности, отражением потребностей, которые возникают у ребенка в соответствии с конкретными ситуациями общения. У детей с аутизмом дошкольного возраста можно выделить такие особенности психических процессов и функций, как: дефицит психической активности; нарушение взаимодействия психических функций; неравномерность, парциальность интеллектуального развития; грубые нарушения целеустремленности и произвольности внимания; отсутствие живого интереса, интереса к новому, исследования окружающей среды; склонность воспринимать информацию, будто пассивно впитывая ее в себя целыми блоками; реакцию ухода от направленных на ребенка воздействий окружающей среды; негативную реакцию или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания к предметам окружающей действительности; быструю усталость и пресыщение любой целенаправленной активностью; затруднения в концентрации внимания; сложности в символизации.

Перечисленные особенности могут стать причиной осложнения процесса планирования и осуществления целенаправленной деятельности в целом и речевой деятельности в частности. Анализируя исследования ученых по речевому развитию детей с аутистическими нарушениями, определяется нарушение коммуникативной функции речи, что проявляется как в неспособности полноценно воспринимать вербальную информацию (слабость или полное отсутствие реакции на речь взрослого рядом с повышенной чувствительностью к неязыковым звукам, непонимание простых бытовых инструкций и обращенного вещания), так и в невозможности адекватно формировать речевое высказывание и взаимодействовать с окружающими людьми в ситуации. Известно, что без коммуникативной речевой практики нельзя овладеть языком как средством общения. Ученые толкуют речевую активность как способность субъекта определенного коммуникативного акта высказываться и одновременно воспринимать (понимать) вещание другого субъекта. А эти способности зависят от степени владения языком и от способов его употребления.

По исследованиям С. Рубинштейна, понимание речи уже включает в себя его активное использование. Активность речи обусловливается степенью владение речевым актом и степенью понимания речи. Усвоение речи происходит на основе подражания, которое имеет одновременно и познавательный, и творческий характер. Подражание в языковой деятельности выступает предпосылкой, как активизации речи детей, так и целенаправленного обучения речевой деятельности. Дети с аутистическими нарушениями, как известно, иногда способны к многократным повторениям действий или фраз, но специфическим для них является избирательность, то есть ребенок может стереотипно и неутомимо воспроизводить одну и ту же серию движений, не перенося полученный опыт в другую ситуацию, повторять одни и те же слова или фразы, предоставляя им определенного содержания или просто “играя” ими. Речевое развитие старшего дошкольника отражает развитие компетентности в социальном взаимодействии. Психические достижения речевой сферы человека проявляются через его поведение, сознание и самосознание. Важнейшая задача развития речи на этапе дошкольного детства заключается в развитии связной речи. Ведь для собственного личностного развития и успешной социализации ребенок должен научиться общаться с окружающими, научиться познавать мир с помощью языка и речи.

Статья на тему: «Речевая деятельность детей с аутистическими нарушениями» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий