Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены.

Возрастная физиология

Возрастная физиология - наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в различные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом курса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие.

Функции органов, их систем зависят от строения, поэтому возрастная физиология использует знания из других наук: анатомии, физиологии человека, цитологии, гистологии и т.д..

Эффективность обучения и воспитания зависят от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды их развития, восприимчивости к тем или других факторов. Знание возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе.

Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирования познавательных потребностей.

Школьная гигиена - наука, изучающая особенности взаимодействия организма ребенка с окружающей средой для разработки гигиенических нормативов, требований, стандартов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

На основе знаний из школьной гигиены разрабатываются рекомендации по питанию, режиму дня и отдыха учащихся, организации учебно-воспитательного процесса. Основные положения школьной гигиены используются при производстве школьной мебели и при планировании учебных заведений (особенностей освещения, водоснабжения, отопления, канализации и т.д.).

Организм как единое целое. Единство организма и окружающей среды

Организм человека состоит из иерархически подчиненных подсистем и систем, имеющих общую строение и выполняют общие функции. Элементом системы является клетка которая имеет чрезвычайно сложное строение и постоянно взаимодействует с окружающими клетками.

Совокупность клеток, сходных по форме и функциям образуют ткань. Каждая ткань имеет специфические свойства и выполняет какую-то определенную, присущую ей функцию. Тканей есть несколько типов: эпителиальная, соединительная, костная, мышечная, нервная.

Несколько тканей объединяясь образуют органы. Как правило одна из тканей преобладает и определяет главную функцию органа. Органы в организме занимают постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенные функции. Например, сердце обеспечивает поступление крови ко всем органам, тканям и клеткам, легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, мышцы обеспечивают движения и т.п..

Несколько органов, которые вместе выполняют определенную функцию, образуют систему органов. В организме человека различают следующие физиологические системы: крови, кровообращения и лимфообращения, дыхания и выделения, эндокринной (желез внутренней секреции), нервную.

Все структуры организма (от клетки к системам органов) работают согласованно, как одно целое, образуя "систему систем" - организм. В организме деятельность всех клеток, тканей, органов и систем является строго согласованной и направленной на обеспечение оптимальной жизнедеятельности. Организм не является суммой отдельных органов или систем органов. Он выполняет особые функции взаимодействуя с окружающей средой и используя факторы этой среды для своего существования и развития. Существования организма невозможно без постоянного, непрерывного поступления информации из окружающей среды.

Гомеостаз и регуляция функций в организме

Все процессы жизнедеятельности могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К такому среды относят кровь, лимфу и тканевую жидкость (с последней непосредственно сталкиваются клетки). Способность сохранять постоянство химического состава, физико-химических свойствах внутренней среды называют гомеостазом. Гомеостаз поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д., а также выделением в кровь биологически активных веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

Саморегуляция - способность биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне физиологические показатели (например, кровяное давление, температуру тела, физико-химические свойства крови и др.). Саморегуляция осуществляется при условии обратной связи между процессом и системой, его регулирует. Такая связь часто осуществляется через центральные регулирующие аппараты.

Гуморальная регуляция - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности. Он осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфу или тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), которые выделяют специальные клетки, ткани и органы.

Нервная регуляция - регулирует деятельность клеток и органов, объединяет их в одно целое - организм, и обеспечивает его взаимосвязь с окружающей средой. Центральная нервная система, в частности ее часть - кора больших полушарий головного мозга, тонко и точно воспринимает изменения окружающей среды и внутреннего состояния организма и обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям существования.

Нервный и гуморальный механизмы регуляции тесно связаны между собой. Биологически активные вещества воздействуют на нервные клетки изменяя их функциональное состояние. Образование таких веществ контролируется центральной нервной системой. Мозг сам способен синтезировать некоторые гормоны, регулируя синтез других биологически активных веществ. Поэтому чаще говорят о единой нервно-гуморальной систему регуляции функций организма.

Статья на тему: «Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены.» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий