Понятие рост и развитие детского организма

Ребенок

Понятие рост и развитие детского организма

Рост и развитие человека является непрерывным и поступательным процессом который начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. Он включает тесно связанные между собой факторы:

1) собственно рост

2) дифференцировку органов и тканей

3) приобретения организмом характерных для него форм (формообразования).

Рост характеризуется изменением количественных показателей - непрерывным увеличением длины, объема и массы тела за счет увеличения количества клеток (кости, легкие) или их размеров (мышцы. Нервная ткань).

Развитие характеризуется изменением качественных показателей, которые приводят к повышению уровня сложности систем организма, осложнения их взаимодействия и процессов регуляции. Процесс развития протекает неравномерно, скачкообразно. Постепенные количественные изменения в процессе роста организма приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей. В периоды замедления роста происходит наибольшая дифференцировка тканей и формообразования.

Кроме неравномерности и непрерывности важными закономерностями роста и развития детей является гетерохрония и явление опережающего созревания жизненно важных функций. Отдельные органы и системы развиваются взаимосвязано, не изолированно друг от друга и зависят от влияния условий окружающей среды.

П.К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии и системогенез. Согласно его представлениям функциональная система - это временное функциональное объединение различных органов организма с целью получения полезного для существования эффекта (например, функциональная система сосания, функциональная система обеспечения перемещения тела в пространстве и т.д.). Для объединения органов в функциональную систему важно не анатомическая близость, а необходимость осуществления жизненно важной для организма деятельности. Например, при перемещении тела в пространстве в организме дружно работают различные группы мышц, различные группы нервных клеток спинного и головного мозга, органы, обеспечивающие равновесие тела, органы зрения, дыхания, кровообращения. В процессе обучения ребенка чтению, письму и т.п. необходимо образования функциональных систем, в которые включаются самые органы.

Функциональные системы созревают неравномерно и неодновременно - то есть гетерохронно. Прежде развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе внутриутробного развития; почки до рождения практически не функционируют. Однако такое неодновременное созревания систем обеспечивает организму его нормальное функционирование и гармоничное взаимодействие со все более сложными условиями окружающей среды.

Формирования функциональных систем (системогенез) происходит гораздо раньше, чем это необходимо. Так развитие органов, обеспечивающих выполнение рефлекса сосания, происходит задолго до рождения ребенка. Опережающее развитие функциональных систем является своеобразным "страхованием" на случай непредвиденных обстоятельств (например, преждевременные роды).

Весь жизненный путь от зачатия до смерти происходит при наличии запаса жизненных возможностей (по А.А. Маркосян). Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное протекание жизненных процессов при изменении условий окружающей среды.

Изменения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе развития, особенности энергетических процессов зависят от развития скелетной мускулатуры ("энергетическое правило скелетных мышц" за И.А. Аршавский.

Периоды развития организма

Отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные периоды жизни. Это обусловлено особенностями функционирования детского организма. Основными этапами развития являются эмбриональный (внутриутробный) и постнатальный (начинается с момента рождения). В эмбриональный период закладываются все органы, ткани, происходит их дифференцировка. В постнатальный период (период детства) продолжают развиваться органы и системы, происходит качественная перестройка функций организма. Для лучшего понимания и систематизации этих процессов разработаны различные варианты периодизации развития ребенка. Одна из них, в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии (по А.А. Маркосян) приведена ниже:

Новорожденный (1-10 дней);
Грудной период (10 дней - 1 год);
Раннее детство (1-3 года);
Первое детство (4-7 лет);
Второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет - девочки);
Подростковый период (13-16 лет - мальчики, 12-15 лет девочки);
Юношеский период (17-21 год - юноши, 16-20 лет - девушки;
Зрелый возраст - I период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 - для женщин;
Зрелый возраст - II период - 36-60 лет для мужчин, 35-55 - для женщин;
Преклонный возраст - 61-74 - для мужчин, 56-74 - для женщин;
Старческий возраст - 75-90 лет;
Долгожители - 90 лет и более.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями. Продолжительность возрастных периодов может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и, в значительной степени, от социальных факторов. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом.

Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социальных критериев:

Немовлячий - до одного года
Предшкольного - с 1 до 3 лет;
Дошкольное - с 3 до 6-7 лет;
Младший школьный - с 6 до 11-12 лет;
Средний школьный - с 11-12 до 15 лет;
Старший школьный - с 15 до 17-18 лет.

Следует иметь в виду, что любая периодизация является весьма условной.


Рост и пропорции тела на разных этапах развития

Характерной особенностью процесса развития является его неравномерность: периоды усиленного развития сменяются периодами его замедления. Периодами наиболее интенсивного роста ребенка является первый год жизни и период полового созревания (11-15 лет). Так, к концу первого года рост ребенка увеличивается более чем на 50% и составляет 75-80 см, масса тела возрастает в 3 раза (9,5-10 кг). Позже, до периода полового созревания темп роста снижается: ежегодно масса растет в среднем на 1,5-2 кг, рост - на 4-5 см. В период полового созревания ежегодно длина тела увеличивается на 7-10 см. Пропорции тела с возрастом также меняются:

С момента рождения и до достижения зрелости длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз. В новорожденного ребенка относительно короткие конечности, большое туловище, большая голова. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей - ускоряется. До периода полового созревания (в препубертатном период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, рост тела происходит в основном за счет роста ног; в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее а туловище короче и таз уже, чем у девушек, рост тела происходит за счет увеличения туловища.

Динамика роста отдельных частей тела, большинства органов совпадает с динамикой роста длины тела, однако есть исключения. Например, рост половых органов наиболее интенсивно происходит в период полового созревания; к этому периоду лимфатическая система уже практически завершает свое развитие. Размеры головы в 4-летних детей достигают 75-90% от размеров головы взрослого человека. Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками существуют и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

Статья на тему: «Понятие рост и развитие детского организма» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий