Педагог как актер. Педагогический талант

Педагог страет записи на доске

Не может быть хорошим учитель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.

Педагогическую деятельность следует отождествлять с театром одного актера. Поэтому для педагога важно осознать принципы театрального действия, ее законы. При этом может хорошо послужить система К.С. Станиславского, которая рассматривает органическую природу театрального творчества через природу человека-творца, актера. В ней впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, произвольным процессом творчества, проявлением таланта личности в деятельности. Система К.С. Станиславского - наука не только об актерском творчестве, но и о том, как, опираясь на объективные законы, лелеять, развивать, обогащать разные способности, и не только сценические.

Тот, кто работает на педагогической ниве, сталкивается с тем, что в теории педагогике нет раздела, посвященного развитию практических умений на подсознательном уровне. В какой-то мере этому может помочь театральная педагогика. Однако своеобразно, благодаря постоянному тренингу. Способности на уровне подсознания формируются постоянной напряженной работой.

Что такое педагогический талант? Таких определений достаточно в историко-философских, педагогических, этико-эстетических исследованиях. Однако в данном случае нас больше интересует проекция определение таланта в театральной педагогике на педагогическую деятельность. В определении таланта должен окончательно определяться и сходство актерского и педагогического искусства.

Воспользуемся взглядом В.И. Немировича-Данченко: «Искусство актера сложное до чрезвычайности, и данные, с помощью которых актер овладевает зрителями, разносторонни: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность, красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и т.п. ».

Безусловно, эти свойства необходимы и педагогу - основные действующие лица в театре одного актера. Брак хотя бы одного из перечисленных признаков уменьшит педагогическую влиятельность. Иными словами, педагогу не помешает иметь лучшие составляющие одаренного актера.

Следует подчеркнуть еще одну важную черту таланта в искусствах, основанные на общении, - заразительность. Известно, что за каждым человеком, за его творческими достижениями скрытая неповторимость с ее своеобразием и отличиями. Особое проявление этой неповторимости наблюдаем в умении одного человека заражать других убежденностью, вербальной действием, чувствами. Благодаря заразительности работает главный закон межличностного общения - закон совместимости.

К.С. Станиславский неоднократно определял заразительность актера как личностное обаяние, как силу притяжения: «Знаете ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на сцене, и зрители их уже любят? За что? За красоту? Но часто ее нет. За голос? И его часто не хватает. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За ту неуловимое свойство, которое мы называем обаянием. Это привлекательность, которую нельзя объяснить, как у актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируют его поклонники. Это свойство называется «сценической», а не жизненным обаянием ».

Что же может быть причиной популярности многих преподавателей среди своих студентов? Бросается в глаза одна повторяемость, что обаяние - неотъемлемая черта и педагога. Она может не совпадать с жизненной, кинематографической, телевизионной и даже сценической. Это специфическое педагогическое очарование. В некоторых педагогов преобладает интеллектуальная очарование. В их глазах, чертах лица, позе, движениях, во всей существу отражается работа мысли, мудрость, благородство духовных интересов. У других преобладает очарование наивности, детской непосредственности. Есть педагоги с очарованием трагичности, комичности, возвышенности. Важно, чтобы очарование в педагогической деятельности вызвала положительные эстетические чувства, важные факторы совместимости субъектов учебно-воспитательного процесса.

В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетически, деятельностно. Конечно, педагог этого не выполнит или выполнит недоброкачественно, если не владеть системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и студентов образов друг друга и понятий о личностных свойствах каждого участника общения, оно несет в себе эстетическую характеристику - внешнюю и внутреннюю сходство участников общения, обусловливает определенное к себе отношение; в общении проявляется и поведенческий компонент - слова и дела, адресованные педагогом ученикам и наоборот. Эти три компонента - познавательный, эстетический и поведенческий - неразрывно связаны между собой.


Анализ учебно-воспитательных действий талантливых преподавателей показывает, что одной из важных предпосылок педагогической совместимости сила эстетических чувств, сила переживаний педагога на уровне профессиональной и суггестивной действия. Чем ярче, разнообразнее переживания педагога на лекции, семинарском или практическом занятии, тем больше он самоутверждается в сознании студента. Работа педагога - всегда творчество. Вне эстетическим чувством она немыслима. Поэтому развитие чувственной сферы педагога, формирование его эстетического опыта - важнейший из составляющих его педагогического мастерства.

В педагогической деятельности взаимоотношения с аудиторией зависит от самочувствия педагога. Его возникновение как у актера, так и у педагога осложняется тем, что и тому и другому почти постоянно приходится работать с известным материалом, а увлечься знакомым и привычным очень трудно. Возникает вопрос: как сохранить себя в творческом благополучии и подать материал, будто впервые? Как сделать постоянно повторяющийся процесс по-новому творческим?

Творческое самочувствие в педагогической или актерской действия с известным, повторяющимся материалом всегда волновало и практиков, и теоретиков. Не случайно об этом писал К. Д. Ушинский: «Повторяя двадцатый раз одно и то же, учитель, конечно, не может говорить с тем вдохновением, которое возбуждает симпатию и внимание слушателей, а между тем он не имеет никакой методики, которая помогла бы ему чувствовать и поддерживать это внимание ». И до сих пор в педагогике хватает таких методик, за исключением, правда, театральной педагогики.

Творческому самочувствию и актера и педагога, особенно в первые годы их творческой деятельности, мешает мышечное напряжение. Своеобразные судороги всего разрушают органику творческой природы, ухудшающих способность мышления, мешают проявлению эстетических чувств. Поэтому так важен для актера и педагога расслабление, или релаксация. В этом может помочь только специальный тренинг.

Статья на тему: «Педагог как актер. Педагогический талант» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

4

Аватар пользователя Жанр
Прекрасно написано доступно

Аватар пользователя Гость

Хоть кто-нибудь вычитывал эту статью перед тем, как сюда её выкладывать? Такое ощущение, что писал человек, не владеющий русским языком.


Аватар пользователя Иванова Наталья Николаевна
А что в этой статье не так?

Аватар пользователя Светик.

все так.видимо данная информация недоступна Гостю.

Добавь свой комментарий