Ораторское мастерство педагога

фото Ораторское мастерство

Для формирования профессионального мастерства преподавателя он должен владеть приемами ораторского искусства. Пятьдесят лет назад известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть Е», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика.

1. Эрудиция

Это важнейшее качество оратора. В наше динамичное время нам приходится иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать немного о многом и о немногом.

Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень. Существует три измерители эрудиции:

• глубина - проникновение к истокам знаний по специальности;
• широта - охват смежных отраслей знания;
• достоверность - соответствие знаний последним данным науки.


Подчеркнем, что ни ораторская школа, тренинги, практикумы не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.

2. Энергия

Вещание должно быть энергичным, упругим. Вялый, неенергий-ный оратор исключается из аудитории.

3. Эмоциональность

Это способность не только информировать, убеждать, а зажигать слушателей, заставлять их переживать то, о чем говорится. Люди не только слушают речь, но и видят и чувствуют ее. Слова, которые не вызывают образов, утомляют. Эмоции говорящего влияют на публику и, наоборот, эмотивно восприятия речи слушателями стимулирует деятельность оратора.

Эмоциональной выразительности речи способствуют глагола. Например, предоставляют речи динамичности и передают эмоциональное состояние человека такие глаголы:

- Увлечения: наслаждаться, любоваться, гордиться, надышаться и и др..;
- Удивление: поразиться, удивляться;
- Любви и ненависти: любить, боготворить, ценить, ненавидеть, презирать и др..;
- Недовольство: жаловаться, ворчать, жаловаться, дуться, злиться, возмущаться и др..;
- Волнение: бояться, переживать, трепетать, волноваться, трепетать и др..;
- Заботы, волнения и скорби: болеть, тосковать, грустить, беспокоиться, расстраиваться и др..

Для передачи различных эмоциональных значений женщины широко используют различные интонационные средства. У мужчин палитра интонационных красок беднее и более бледная. их эмоциональная оружие, в большинстве, помещается в лексике и грамматике.

4. Экспрессивность

Суть этого требования заключается в выразительности речи, его образности, умелом использовании стилистических и риторических средств (поговорок, пословиц, афоризмов, цитат, стихотворных строк, мысли известного человека и др.)..

5. Этика

Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к слушателям, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальности оратора, они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения к слушателям. В чем же может проявиться неуважение? В опоздании, нарушении регламента, недоброжелательном отношении к репликам и вопросам, в игнорировании интересов и запросов слушателей.

6. Эстетика

Это почти самый сложный вопрос ораторского искусства - выступать не только содержательно, интересно, но и красиво, эстетически привлекательно. Нужен артистизм оратору? Возможно, в том виде, в котором он необходим для актера, оратору не нужен.

Однако элементы артистизма могут быть полезными. Какие именно? То, что К.С. Станиславский называл «внутренним видением» того материала, который оратор собирается преподавать. Важно работать над голосом и дикцией. Говорят, что хорошая дикция - это вежливость актера. Но и оратора также.

Учитывая, что каждый ритор, тем более оратор, имеет свое неповторимое психологическое лицо, можно сказать, что существует несколько типов ораторов. Как справедливо подчеркнул В. Белинский: «Один оратор господствует над толпой силой своего бурного вдохновения, второй - осторожной грацией изложения, третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием, четвертый - последовательностью и ясностью изложения и др..».

Статья на тему: «Ораторское мастерство педагога» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий