Коммуникация и общение: цели, понятия.

Коммуникация и общение: цели, понятия.

Знакомство с таким психологическим феноменом, как общение, начнем со старинной притчи. Посреди пути лежал пес, мимо проходило множество людей, и каждый из них, проходя вел себя по-разному. Одни осторожно обходили стороной, чтобы не наступить на него, другие больно толкали, чтобы не мешал, еще одни охотно бросали камнями или громко на него кричали. А неподалеку сидел старый нищий. Смотрел он на все это и спросил у пса: «Почему ты здесь лежишь?", На что тот ответил: «Я ищу себе хорошего хозяина».

Если эту притчу перевести на язык современности, то можно сказать, что наша с вами жизнь - тот же путь, посреди которого мы. На нем мы встречаемся с разными людьми, все они по-разному к нам относятся, они не всегда сдержанные, часто у нас с ними возникают ссоры или просто проявляется недовольство. Такое поведение людей имеет определенное основание, которое можно объяснить с психологической точки зрения, чем, собственно, и занимается предмет психологии общения. Изучив его, можно понять других, их чувства, эмоции, желания, можно научиться, как себя вести, когда ссора не только возникла, но и переросла в конфликт, как владеть собой, своим голосом, как уметь читать невербальное поведение и т.д.

Общество представляет собой многокачественное и многоуровневую систему отношений человека к миру. Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но и к другим людям, с которыми он вступает в прямые и косвенные контакты, то есть общение.

Психология - это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, которые рассматриваются под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря о психологической специфике, следует иметь в виду, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, а под другим углом зрения - социологическим, лингвистическим и др..

Общение по своему происхождению и содержанию - продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщение».

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».

В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по своей сути, а не за внешними формами ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.

По концепции С.Л. Рубинштейна деятельность - это психологическое понятие, которое определяется активностью или процессуальность, а именно - специфической предметно и социально-детерминированной организацией, следует обозначать термином «деятельность». Он приписывает не самым психическим процессам, а их внешним проявлениям, формам и непосредственный действий на внешний мир - пусть это мир вещей или людей не имеет значения.

Анализируя работы Д.Н. Узнадзе, можно отметить, что для него понятие деятельности является обычная активность психики. Другой вопрос, что эта активность означает отношение субъекта к окружающей действительности.

А.В. Петровский рассматривает деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, которая регулируется осознанной целью.

Леонтьев разделяет позицию психологов школы Л.С. Выготского. Психологический анализ показывает, что внутренняя, идеальная деятельность имеет такое же строение, как и деятельность практическая. Важной психологической особенностью деятельности является то, что она включается в психическую активность отдельной личности и социально
детерминирована. А.А. Леонтьев отмечает, что деятельность человека всегда социальна, независимо от того, осуществляется она непосредственно в коллективной форме или в форме индивидуальной творческой активности. В дальнейшем будем говорить о таком проявлении деятельности, как речевая деятельность, в основе которой лежит процесс общения.

Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она должна в психологическом отношении такую же принципиальную организацию. Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации. Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.

Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.).

Известно, что общение (коммуникация) - это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов язык, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый. Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).

Что является мотивом и целью коммуникации? Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др.. Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвано мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).

Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия. Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек - социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид вступает в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас - личность, которая проявляется через социальные роли - в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др.. Социализация индивида, т.е. его включение в структуру общества, - это мотив, Что побуждает ДЕТЕЙ усваивать родной язык, а взрослых - вивчати иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию. Вспомните Историю Робинзона Крузо: опинившися за социальные окруженную, он сконструировал Кузьмой условного спиврозмовника под видом дневника, с которым и обсуждал свои планы.

Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели - взаимопонимание и взаимодействие и мощный мотив - потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотивов и целей, мы предпочитаем молчать, стараемся обийтись без коммуникации, если можем обийтися без чужой помощи.

Итак, главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством языка. С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, некоторые из которых существует и поныне. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др.. «Язык цветов», шире на Востоке, также особой передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передаваться словами (например, роза - символ любви, астр - сумму, незабудка - памяти и др..). Дорожные знаки, сигнали светофора, сигнализация флагами т.д. - все это средства передачи информации.

Большинство отечественных исследователей разграничивают Понятие «Общение» и «коммуникация», подчеркивающие, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с их цинностями и субьективними смислами. Кроме того, если в понятие «Общение» ударение робиться на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимание), то в понятии «коммуникация» подчеркивается передачи информации.

Общение - это универсальная потребность человеческого бытия, которая виникае и функционируют в различных формах человеческих видносин.

Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством воздействия на личность.

Речь также является основной формой национальной культуры и прежде всего - первоосновой литературы. Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Итак, предложение - основная единица общения. Язык существует в виде различных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью письма. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений. Как же в таком случае овладеть языком?

Известно, что, например, В. Шекспир, Толстой обходились в своих произведениях словарем, который составлял 20-25 тысяч слов. Дипломированный переводчик иностранного языка знает 4-6 тысяч слов. В рамках повседневного общения мы пользуемся примерно 2 тысячами слов. Как же нам удается ограничить бесконечность мира?

Дело в том, что огромное количество коммуникативных задач сводится к комбинации из ограниченного количества коммуникативных интенций, как арифметическая задача любой сложности состоит из последовательных действий сложения, вычитания, умножения, деления. В наших речевых актах мы информируем, убеждаем, обращаемся с просьбой, соглашаемся, делимся мнениями и оценками. Но, несмотря на многообразие коммуникативных ситуаций, число «типовых» коммуникативных задач небольшой, а соответственно - небольшой и число их стандартных решений. Мы говорим только о том, что интересует нас самих и наших собеседников. Чем чаще повторяется некоторая коммуникативная задача, тем лучше становятся средства ее речевой реализации.

Коммуникация как деятельность требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувство языка». Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе. Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не обладают ею, то есть не умеют применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.

В наше время, когда гуманизация всех сфер жизни является ведущей тенденцией при решении любой проблемы, влиятельная сила языка должна активизироваться. Возникает большая потребность в использовании
языковых средств во время общения друг с другом и с другими людьми, т.е. возникает проблема владения коммуникативными навыками и речевыми умениями на достаточном уровне. Владеть такими умениями и навыками - это значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачи общения, применить эффективные речевые средства.

Во время общения необходимо учесть такой момент: речевые навыки по своей природе являются механическими, стереотипными. Коммуникативные умения имеют творческий характер: условия общения никогда не повторяются полностью. Вспомните древнегреческого философа Гераклита: "Никто дважды не может войти в одну реку, через мгновение и он не тот, и река другая». Итак, каждый раз в соответствии с ситуацией общения человек подбирает необходимые языковые средства и речевые навыки. Поэтому приемы и формы обучения коммуникативных умений должны отличаться от приемов обучения языковым навыкам.

Статья на тему: «Коммуникация и общение: цели, понятия.» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

3

Аватар пользователя Людмила
Класс

Аватар пользователя ирина
супер что надо

Аватар пользователя тата
в точку
Добавь свой комментарий