Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями

Проблемы с зубами у детей

Более 45% детей имеют зубочелюстные аномалии, которые влияют на нормальное формирование и функционирование челюстно-лицевой области, дыхание, речь, эстетику, а также психологическое развитие ребенка. Зубочелюстные аномалии поли-этиологичны.

Е.А. Сальковская отмечает взаимосвязь психоневрологического статуса и зубочелюстных аномалий. Касательно полости рта наиболее часто такие проблемы проявляются в виде вредных привычек и нарушений иннервации мягких тканей.

По данным S. Green, вредные привычки для детей являются успокаивающим средством во время каких-либо стрессовых ситуаций, и чем сильнее они выражены у ребенка, тем более вероятно развитие зубочелюстных аномалий. Акт сосания является врожденным инстинктом, который у новорожденных ассоциируется с мамой, любовью и другими теплыми чувствами. Во время сосания в подкорковых ядрах головного мозга вырабатываются эндорфины, которые связывают опиатные рецепторы нейронов нервной системы, отвечающие за ощущения боли. Таким образом, человек, находящийся под воздействием эндорфинов, неприятные воздействия в полной мере не ощущает, поскольку блокированы соответствующие рецепторы нервных клеток. После прекращения неприятных воздействий эндорфины обусловливают ощущение восторга, «парения», мышечной радости, счастья и удовольствия. Эти ранние положительные ассоциации имеют прямое отношение к процессу сосания. Ребенок скоро узнает, что он может сосать любой удобный палец, палец ноги или большой палец и получать те же положительные и доставляющие удовольствие кондиционированные ощущения. Дети часто используют сосание как успокаивающее средство при стрессе, болезни или усталости. Скоро сосание становится привычкой. До 4 лет это просто привычка. Однако пролонгированное и энергичное сосание приводит к нарушению нормального роста и развития всей челюстно-лицевой области.

E. Larsson, K. Dahlin выявили развитие перекрестного прикуса у 26% детей с привычками сосания пальцев или предметов (в большинстве у девочек).

Е.А. Сальковская отметила, что в 71,8% случаев вредные привычки являются ведущим этиологическим фактором возникновения и развития зубочелюстных аномалий.

A. Geis, D. Piarulle выявили, что уровень нейротизма у детей с вредными привычками выше, чем у детей контрольной группы. По данным В.Д. Куоедовой, в ортодонтическом лечении нарушений прикуса, причиной которых являются вредные привычки сосания, первой проблемой становится борьба с патологически привычными действиями. Для выбора правильной тактики лечения таких пациентов обязательным должно быть обследование детским психоневрологом.

При планировании ортодонтического лечения необходимо учитывать психоневрологический статус пациента, что поможет достичь устойчивого результата лечения, хорошей эстетики, а также нормального функционирования зубочелюстной системы.

Цель исследования — проследить динамику психоневрологического статуса детей с зубочелюстными аномалиями с возрастом.

Материал и методы

Обследованы 45 детей в возрасте 7-11 лет. Все пациенты были разделены на группы в зависимости от наличия зубочелюстных аномалий и вредных привычек. Проводили опрос детей с использованием детского варианта личностного опросника Ай-зенка, направленного на исследование индивидуальных качеств ребенка, - интра-, экстравертность, нейротизм и лживость. Также был проведен рисуночный тест «моя семья». Родители обследованных детей заполняли специальную анкету, разработанную на кафедре неврологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета проф. Н.Н. Заваденко для выявления симптомов психоневрологических нарушений. Через 18 мес было проведено такое же повторное обследование.

Результаты

При анализе групп детей с вредными привычками и без них определено, что в группе без вредных привычек у 72% детей диагностирована физиологическая окклюзия. В группе с вредными привычками распространенность зубочелюстных аномалий составляла 42,8%, у остальных 57,2% детей наблюдалась физиологическая окклюзия. Среди детей с зубочелюстными аномалиями было 64% с дистальной окклюзией, 11,7% с мезиальной окклюзией, 23,5% с перекрестной окклюзией.

При анализе групп пациентов с зубочелюстны-ми аномалиями (44,4%) и с физиологической окклюзией (55,6%) выявлено, что все дети с зубочелюстными аномалиями имели вредные привычки. Анамнез пациентов с физиологической окклюзией в 33,4% случаев не отягощен вредными привычками, у 65,6% физиологическая окклюзия сочеталась с вредными привычками.

Опрос детей с использованием детского варианта личностного опросника Айзенка показал, что 40% детей имеют признаки нейротизма. При дисталь-ной окклюзии 54,5% детей имели признаки нейротизма, при перекрестной окклюзии — 33,3%, при наличии вредных привычек и отсутствии зубочелюстных аномалий — 35%.

Через 18 мес наблюдения у детей с дистальной и перекрестной окклюзией уровень нейротизма снизился у 34% обследованных, а у 36% — увеличился. У детей с вредными привычками, но без зубочелюстных аномалий уровень нейротизма снизился на 54%, но при этом у 36% детей были выявлены признаки дистальной окклюзии.

Изменения признаков гиперактивности и минимально-мозговой дисфункции (в %)

Признак                         I этап обследования                       I этап обследования (через 18 мес)

Гиперактивность               31                                                         31

Психосоматические нарушения    17                                            17

Тревожность                             20                                                  20

Нарушения устной речи           11                                                   15

Дефицит внимания                  31                                                     60

Проблемы поведения              25                                                      50

Рисуночные тесты подтверждают полученные результаты или выявляют скрытые психологические проблемы. Эти проблемы, по полученным нами данным, связаны с особенностями межличностных коммуникаций в семье: дети демонстрируют одиночество, низкую степень эмоциональной вовлеченности родителей в процесс общения с ребенком. У этих детей выявлена депривация (неудовлетворенность) потребности в теплых эмоциональных отношениях с родителями. Ребенок рисует себя в отдаленности от родителей или помещает себя в замкнутое пространство. На основе этих данных можно сказать, что вредные привычки у таких детей формируются как средство привлечения к себе внимания родителей; превращаясь в устойчивую привычку, они могут создать благоприятный фон для формирования зубочелюстных аномалий.

По данным рисуночных тестов, 54% детей с дистальной окклюзией нуждаются в консультации или лечении у психоневролога. Через 18 мес, по данным рисуночных тестов, психологические проблемы имели место у 25% детей.

Симптомы психоневрологических нарушений у детей с физиологической окклюзией и без вредных привычек выявлены только в 1 случае. Тогда как у остальных детей признаки тревожности определены в 20% случаев, гиперактивность — в 31%, психосоматические нарушения — в 17%, нарушения устной речи — в 11%, дефицит внимания — в 31%, эмоционально-волевые нарушения — в 22,8%, проблемы поведения — в 25% (см. таблицу). Через 18 мес уровень гиперактивности, психосоматических и эмоционально-волевых нарушений, а также проблемы поведения остаются практически без изменений. Степень нарушения устной речи увеличивается на 20%, дефицит внимания у 30 % детей увеличивается, а у 50% — уменьшается.

Выводы

1.    Дети с вредными привычками в 42,8% случаев имеют зубочелюстные аномалии.
2.    Психоневрологический статус таких детей изменен и нуждается в коррекции.
3.    Вредные привычки (сосание губы, ручек и карандашей) приводят у 36% детей к появлению дистальной окклюзии.

Видео: 
Статья на тему: «Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий