Импринтинг -критический период после рождения

Импринтинг

Многие критические периоды начинаются сразу после рождения, однако длятся они разные промежутки времени. Самый первый критический период, который проходит ребенок после рождения, - импринтинг. Импринтинг - английское слово, означающее «запечатле-вание». Русское слово «запечатлевание» подразумевает множество вещей, которые человек запоминает. Импринтинг - фиксированный термин, под которым подразумевают только один вид запечатлева-ния - запечатлевание образа родителя.

В 1973 г. за исследования социального поведения у животных, в том числе за подробное описание механизма импринтинга у птиц, К. Лоренцу была присуждена Нобелевская премия. Он обнаружил, что гусята, которым в первые 18 часов после появления на свет не показывали гусыню, принимали за мать первый движущийся объект. Они следовали за ним, подражая ему во всем, даже если этим объектом были мяч, трехколесный велосипед или сам К. Лоренц.

Импринтинг есть у птиц и у млекопитающих и присущ человеку как одному из представителей млекопитающих. Биологический смысл импринтинга объясняется следующим образом. Малыш должен подражать именно своим родителям, поскольку, имея потомство, они уже доказали свою состоятельность в борьбе за выживание как особи, способные дожить до половой зрелости, найти себе пару и эффективно воспитывать потомство (а увидеть сразу после рождения детеныш должен именно своих родителей). По этому механизму в случае опасности гусята бежали к своей матери (или к тому объекту, который видели в первые часы после рождения).

Долгое время полагали, что этот механизм существует лишь у животных. Но с начала 90-х годов XX в. все больше исследователей стали утверждать, что он свойствен и человеку. В настоящий момент появляется все больше фактов, говорящих о том, что период формирования образа родителя у ребенка составляет первые несколько часов (часть исследователей склоняются к тому, что он длится не более пяти часов). Это означает, что хотя бы часть этого времени желательно, чтобы ребенок был вместе не только с матерью, но и с отцом. Если так и произойдет, то ребенок будет следовать требованиям родителей не по убеждению, а инстинктивно.

Что входит в образ родителя для новорожденного? Известно, что он плохо видит. Однако у ребенка активны участки мозга, отвечающие за обработку других сенсорных сигналов: тех, которые мозг уже принимал и обрабатывал в утробе матери. Все ощущения, относящиеся к этой сфере, исходящие от взрослого, и составляют образ родителя.

Уже в утробе матери ребенок воспринимает вкус, поскольку, помещенный в амниотическую жидкость, заглатывает некоторое количество этой жидкости, и его рецепторы обучаются воспринимать вещества, которые находятся в ней. Рецепторы передают сигнал в мозг, а соответствующие клетки учатся его обрабатывать.

Точно так же он воспринимает и запах. Но уже к семи месяцам он может слышать. И привыкает к голосу матери и людей, часто общающихся с ней. Он плавно покачивается в этой жидкости, поэтому у него начинают работать вестибулярные рецепторы, расположенные во внутреннем ухе, и уже при рождении он запоминает, как разные люди берут его на руки. Привыкнув к покачиванию в жидкой среде при ходьбе матери, он позднее любит укачивание и после рождения.

Следовательно, образ родителя - это не зрительный образ конкретного человека, а комплекс ощущений запаха и вкуса, а также некоторого перемещения в пространстве, когда родитель берет ребенка на руки. Теперь именно этот комплекс станет значимым, а ребенок будет активно искать (в меру своих возможностей) в окружающем все, похожее на него.

Данные факты мы приводим совсем не для того, чтобы расстроить будущих принимающих родителей. «Я не вынашивала своего будущего ребенка... Мой будущий ребенок не видел меня в роддоме...» Известно, что в роддомах советских времен все новорожденные проводили первые пять часов в обществе нянечки или просто в одиночестве, а детско-родительские отношения складывались во всех случаях по-разному. Но значение взрослых, которые были с ребенком на ранних этапах, невозможно недооценить.

Практически в каждой передаче «Жди меня» рассказывается о том, как уже взрослые люди начинают искать своих биологических родителей. Это не неблагодарность к тем, кто их воспитал и стал опорой. Это «зов крови», который ведет по этому пути. Понимание этого феномена может помочь многим принимающим родителям принять кровных родителей своего ребенка и позволить ему с ними общаться (конечно, если нет угрозы для жизни).

Отношение принимающих родителей к кровным родителям своих детей - это всегда острая тема для дискуссий на школах принимающих родителей и одна из самых сложных областей для проработки в ходе сопровождения принимающей семьи. Естественные попытки принимающих родителей оградить мир своей семьи от других взрослых, отношение к принятому ребенку, могут фрустрировать ребенка. Организация контактов с кровными родителями должна снять ненужное напряжение, хотя часто и лишает ребенка определенных иллюзий.

Негативные оценки личности кровных родителей (возможно, действительно лишенных родительских прав) отрицательно сказываются на самооценке приемного ребенка: «Мои родители - это часть меня, и, значит, я такой же, как они». Известно, что сами приемные дети с благодарностью и облегчением относятся к толерантному отношению принимающих родителей к кровным.

Авторы: Николаева Е.И., Япарова О.Г.

Статья на тему: «Импринтинг -критический период после рождения» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий