Гигиеническое значение воздушной среды в помещении

Воздух в помещении

Чистота воздуха, его физико-химические свойства имеют большое значение для здоровья детей и подростков. Важны не только отсутствие пыли, бактерий, вредных веществ, но и соотношение ионов в воздухе. В атмосферном воздухе количество положительно и отрицательно заряженных ионов является почти одинаковой, количество легких ионов является больше чем тяжелых (на человека благотворно влияют легкие, отрицательно заряженные ионы).

Пребывания детей и подростков в плохо проветриваемых помещениях приводит к ухудшению функционального состояния организма, способствует заболеванию целый ряд болезней. В учебных помещениях, где находится большое количество людей, особенно в конце учебного дня, в воздухе увеличивается концентрации углекислого газа, аммиака, других продуктов жизнедеятельности, растет количество микроорганизмов и пыли. Повышаются температура и влажность воздуха, начинают преобладать тяжелые положительно заряженные ионы, которые снижают работоспособность и подавляют жизнедеятельность человека.

Для поддержания нормальной работоспособности каждому ученику необходимо не менее 1,5 кв. м площади, если высота помещения 3,5 м. Другие гигиенические требования и стандарты (см. ниже).

Поступление воздуха в помещение и его изменение происходят естественным путем, однако этого недостаточно. Согласно гигиенических нормативов необходимо обеспечить полную замену воздуха в течение часа занятий. Для этого в школе следует 4-5 раз в день проводить проветривание классов и кабинетов. Сквозное проветривание эффективнее обычного в 5-10 раз, при этом резко уменьшается количество микроорганизмов в воздухе. В мастерских, химических кабинетах должны быть установлены дополнительные вытяжки. Рекомендуется регулярно проводить ионизацию воздуха специальным аэроионизатором. Для снижения количества пыли в воздухе в школе необходимо 2-3 раза в день проводить влажную уборку.

Основные гигиенические стандарты учебных помещений

Общая площадь классной комнаты50 м2
длина8-8,4 м
высота3 м
ширина6-6,3 м.
Площадь классной комнаты на одного ученика1,45 м2
Температура воздуха+18°С
Количество воздуха на одного ученика16-20 м3 /год.
Скорость движения воздуха02,-0,4 м/с
Относительная влажность воздуха40-60%
Предельно допустимая концентрация СО20,1%
Световой коэффициент1 : 4
Отношение площади форточек к площади пола1 : 50
Коэффициент естественного освещения800-1000 лк

Теоретические сведения

К основным помещениям школы относятся: классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, спортивный зал, мастерские, кабинет труда;  к вспомогательным (общешкольных) помещений - пищеблок, вестибюль с гардеробом, рекреационные залы и коридоры, библиотека с читальным залом, лаборантской, инструментальная, комната учебных пособий, раздевалки и душевые при спортивном зале, туалеты и др.. Сюда же относятся и служебные помещения: кабинет директора, учительская, кабинет завуча, канцелярия и другие. Планирование школьного здания и основных помещений школы должно предусматривать: дифференцированное обучение учащихся разных возрастных групп, отделения общешкольных помещений от учебных, приближения последних к рекреаций, санузлов, гардеробов и выходов на пришкольных участках, возможность изоляции групп учащихся в случае появления инфекционных заболеваний, благоприятные условия для воздушно-светового режима.

Учебные помещения подразделяют на собственно учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные. Основными видами учебных помещений есть классная комната и учебный кабинет. Как правило, учебная комната имеет прямоугольную форму с расположением окон вдоль одной длинной стены. Площадь основной классной комнаты составляет не менее 50 кв.м из расчета 1,45 кв.м на одного ученика. Размеры классной комнаты должны обеспечивать учащимся возможность хорошо видеть и слышать учителя и четко видеть написанное на доске. Наиболее оптимальными размерами доски являются: длина - 8-8,4 м, высота - 3 м, глубина (расстояние от окон до противоположной стороны) - 6-6,3 г. Кабинет по площади должен быть больше класса (до 66 кв. м), кроме кабинета иностранных языков (32 кв.м), поскольку занятия в нем проводятся с половиной учащихся класса.

К помещениям для трудового обучения относятся столярные и слесарные, а также мастерские (для мальчиков IV-VII классов), кабинеты домоводства, швейный кабинет (для девочек IV-VII классов) и мастерская для практикумов (для учащихся IX-XI классов). В школах с небольшим количеством учащихся (192-624) допускается одна комбинированная мастерская (66-82 кв.м) с помещением для инструментальной. Мастерские должны иметь звукоизолирующие капитальные стены и перекрытия. Их размещают в торцах здания с отдельным выходом. Результате жизнедеятельности человеческого организма в закрытых помещениях изменяются биологические и физико-химические свойства воздуха, что ухудшает его качество и приводит к появлению у учащихся головной боли, слабости, недомогания, апатии, ослабление внимания и памяти, снижение работоспособности. Гигиенически полноценными считается такое воздух, который по своим качествам близкий к незагрязненного атмосферного, или почти соответствует ему. Оптимальные нормативы воздушных условий в помещениях школы следующие: температура в классах и кабинетах должна быть для средних широт - +18 ° С, в мастерских по обработке дерева и металла температура не должна превышать +16- +18 ° С, относительная влажность - 40-60 %, а скорость движения воздуха - 02, -0,4 м / с. Качество воздуха в помещениях оценивают по количеству в нем углекислого газа, поскольку повышение концентрации углекислоты приводит к изменению физических свойств воздуха, повышения его температуры и влажности, изменения электрического состояния, накопление продуктов жизнедеятельности, микроорганизмов. Как показали исследования, предельно допустимая концентрация углекислого газа в помещениях для детей составляет 0,1%. Дальнейшее повышение концентрации углекислоты неблагоприятно влияет на детский организм, препятствуя полноценному поступлению кислорода. Для поддержания оптимальных температурных условий используется отопление - печное, центральное, лучевое, воздушное. Наиболее эффективным видом отопления лучевое.

С целью обеспечения надлежащего микроклимата и качества воздушной среды используют вентиляцию: естественную, искусственную, искусственную вытяжную. Для того, чтобы воздух в школьных помещениях соответствовало гигиеническим требованиям, на каждого ученика в час должно приходиться не менее 16-20 м3 воздуха. Т.к. объем воздуха в классе на одного ученика не превышает 5 м3, то для поддержания благоприятных условий среды требуется 3-4 разовая замена воздуха в классной комнате. Общая площадь форточек, фрамуг должна составлять не менее 1:50 (лучше 1:30) по площади пола.

Все помещения школьного здания должны иметь нормальное освещение, которое бывает естественным, искусственным и смешанным. Естественное освещение должно быть достаточным, равномерным и не ослепляя. В учебных помещениях основной световой поток должен поступать с левой стороны от учащихся. Уровень естественного освещения помещения зависит от размещения здания школы, климатических условий, состояния облачности и других факторов. Для характеристики естественного освещения пользуются следующими показателями:

Световой коэффициент - отношение площади застекленной поверхности окон без рам и переплетов (крестовин), к площади пола. В учебных помещениях световой коэффициент должен составлять - 1: 4, во вспомогательных - не менее 1: 5 - 1: 6.

Коэффициент естественного освещения - отношение освещения в данной точке внутри помещения к одновременно измеренной освещенности на горизонтальной поверхности снаружи здания под открытым небом. Оптимальный уровень освещения для лучшей зрительной работы составляет 800-1000 лк (КПО = 2,5%).

Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на горизонтальную поверхность. Он образуется двумя линиями, которые выходят из точки определение: горизонтальной линией, проведенной к стене, где есть окно, и линией, проведенной до верхнего края окна. Величина угла падения зависит от высоты окна и расстояния от окна к рабочему месту.

Угол отверстия определяется, когда часть окна закрыта соседним домом. Этот угол образуется между двумя линиями, которые выходят из исследуемой точки, и проходят через верхний край окна и высочайшую точку дома или предмета, который закрывает окно.

Оценивая искусственное освещение дают его качественную и количественную характеристику, в частности: вид источника света, определяют систему освещения (общая, местная, комбинированная), тип осветительных приборов, высота подвески и размещения светильников, мощность ламп, особенности защитной арматуры. Освещенность измеряют с помощью люксометра. Удельную мощность ламп светильников определяют по отношению их общей мощности до площади учебного помещения (вт/м2).

Статья на тему: «Гигиеническое значение воздушной среды в помещении» предоставляется только для общих информационных целей и не является заменой для профессионального медицинского совета. Подпишись на нашу группу Вконтакте!

Ответы

0
Добавь свой комментарий